Что волнует родителей московских дошкольников?

Исследование школы математики «Декарт» среди родителей и воспитателей государственных детских садов

Ноябрь 2025
Москва

Ключевые наблюдения исследования

Ведение кружков может положительно влиять на мотивацию и удовлетворенность воспитателя, при условии, что есть методическая поддержка и помощь с программой занятий  со стороны школы.

Цель исследования — изучить родительские приоритеты в математическом развитии дошкольников, дополнительном образовании и поступлении в 1-ый класс. А также определить, какая поддержка требуется воспитателям для успешного ведения кружков.

Вывод №4

Родители готовы платить больше, но только за качественное дополнительное образование и развитие своих детей;

Вывод №3

Большинство родителей ищут математические кружки, развивающие мышление и логику, а не просто подготовку к школе;

Вывод №2

Заметен дефицит качественных математических кружков в детских садах при одновременно высоком спросе у родителей на такие программы;

Вывод №1

Об исследовании

  • Проведены глубинные интервью с родителями и воспитателями;
  • География опроса: Москва, от ЦАО до районов за МКАД.

  1. Отношение родителей к математическому развитию дошкольников;
  2. Принципы выбора родителями дополнительного образования для дошкольников;
  3. Важные аспекты организации внебюджетных кружков воспитателями в детских садах;
  4. Критерии выбора начальной школы при переходе из детского сада в 1-й класс.

Исследование открытое: результаты и данные можно публиковать с упоминанием школы математики «Декарт» и ссылкой на decartschool.ru.

Исследование провели специалисты школы математики «Декарт». Школа «Декарт» разработала систему математического развития детей от 4 лет до 4 класса на базе государственных детских садов и школ с обучением и поддержкой педагогов в рамках дополнительного образования. Сейчас более 90 обученных специалистов ведут математические кружки по программе и методике «Декарт» в садах и школах г. Москвы.

Опрошено 455 родителей дошкольников и 65 воспитателей государственных детских садов. В опросе участвовали как родители детей, которые занимаются на кружке «Декарт», так и те, кто не занимается.

Главные темы исследования:

Отношение родителей к математическому развитию дошкольников

Математика в развитии ребенка всегда вовремя.
И абсолютно нормально, что так рано.

Ирина, мама Киры, 6 лет

Почти 70% родителей детей до 7 лет регулярно уделяют время математическому развитию дома. Среди наиболее распространённых форм занятий — настольные игры, задачи в бытовых ситуациях и развивающие тетради (Рисунок 1).

Что же родители подразумевают под «математическим развитием»?
68% опрошенных затрудняются назвать возрастные нормы раннего математического развития, при этом 83% хотели бы получать такую информацию. То есть уже на этапе детского сада для родителей важно, чтобы ребёнок развивался в области математики, но сами они зачастую не до конца понимают, что именно стоит за этим термином и действуют преимущественно интуитивно. Для родителей дошкольников «математика» — прежде всего инструмент общего развития ребёнка. Для обеспечения математического развития родители как самостоятельно готовы участвовать в обучении детей и развитии их навыков, так и с привлечением сторонних специалистов в рамках дополнительного образования.

Согласно проведённому опросу, математическое развитие детей важным считают 96,9% родителей. Чуть меньше — 86,8% — подчёркивают значимость именно раннего математического развития до 7 лет. Все 100% воспитателей подтверждают высокий спрос родителей дошкольников на занятия, связанные с базовыми математическими представлениями, причём большинство отмечают рост этого спроса в последние годы.

Рисунок 1. Варианты форматов домашних занятий

Примечательно, что всего у 30% опрошенных родителей дети посещают сейчас дополнительные занятия по математическому развитию.

Рассмотрим, какие же именно запросы предъявляют родители к таким кружкам дополнительного образования для математического развития своих детей.

93% мам и пап ищут не просто кружок, а программу, которая будет учить ребёнка рассуждать, сравнивать, делать выводы. Как таковая подготовка к школе интересует только 7% родителей (Рисунок 2).

Рисунок 2. Цели родителей при записи ребенка на математический кружок

я старалась выбрать самые полезные направления, 1 кружок на физ активность, другой на мелкую моторику, Третий на логическое мышление.

Ольга, мама двоих детей,
5 и 10 лет

63% воспитателей отмечают, что на их площадках нет математических кружков того формата, который описывают и ищут родители; чаще всего есть только занятия, направленные на подготовку к школе. Ещё больше воспитателей говорят об отсутствии любых естественно-научных кружков, несмотря на то, что одним из приоритетных направлений развития образования сейчас является естественно-научная и инженерная направленность.

Более 93% воспитателей, которые работают по программе и методике «Декарт», высоко оценивают их вклад в математическое развитие ребенка в целом и в математическую подготовку ребенка к школе, как помощь основной математической программе сада. При этом 75% педагогов сходятся во мнении, что наиболее оптимальным для ребенка посещение таких математических кружков 2 раза в неделю, что означает возможность их организации на базе дошкольных образовательных учреждений.

Вообще я убеждена, что мой сын неизбежно научится считать, складывать и т.д. В школе этому научат в любом случае. Но вот хочется, чтобы его учили размышлять, учили думать, сопоставлять…

Маринэ, мама Адама, 6 лет

Выводы

Инициативы, которые уже используются в разных школах в рамках просветительской деятельности:

  1. коллеги отмечают, что наиболее эффективный метод — посвятить 10-15 минут родительского собрания на краткое информирования родителей, о том, как дети развиваются в соответствующем возрасте. В этом случае с большой вероятностью удастся добиться наиболее широкого охвата и внимания родителей.
  2. представление информации о возрастных особенностях развития детей: подборки видео-лекций и статей ведущих педагогов и психологов;
  3. подготовка методических материалов с описанием настольных игр, способствующих развитию различных когнитивных и коммуникативных навыков детей для каждого дошкольного возраста;
  4. формирование перечней развивающих рабочих тетрадей по различным направлениям развития и возрастным группам, рекомендованных для использования как в течение учебного года, так и в летний период;
  5. подбор интернет-ресурсов, направленных на развитие детей и ориентированных на семьи, предпочитающие цифровые форматы взаимодействия и обучения;
  6. подборка простых игровых упражнений и заданий для домашнего использования с применением доступной бытовой утвари, направленных на поддержку и стимулирование познавательной активности ребёнка в повседневных условиях.

Систематическое математическое развитие целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте — как через организацию дополнительных кружков математической направленности, так и через активное вовлечение родителей. Поскольку многие родители недостаточно хорошо ориентируются в возрастных нормах и возможностях математического развития, образовательным учреждениям важно выстраивать системную просветительскую работу.

Такую работу школы и детские сады могут вести через воспитателей, родительские собрания, чаты, сайт школы и другие интернет-ресурсы, формируя у родителей более осознанное отношение к математическому развитию ребёнка.

Принципы выбора родителями дополнительного образования1 для дошкольников

1В этом разделе речь идет не конкретно о математике, а о любых кружках, спортивных секциях и дополнительных занятиях, включая математически кружки

При этом абсолютно все опрошенные родители (100%) целенаправленно закладывают часть семейного бюджета на развитие ребенка. В среднем это 5–15% дохода семьи. Такой подход характерен и для домохозяйств с совокупным доходом ниже 100 000 рублей в месяц, то есть готовность инвестировать в развитие ребенка носит массовый, а не только «премиальный» характер.

Ключевой вопрос — как именно родители выбирают кружки и почему могут от них отказаться.

При выборе дополнительных занятий первой тройкой критериев стали:

  • Интерес ребенка — его учитывают 91% родителей;
  • Важность и полезность с точки зрения родителя — 60%;
  • Личность преподавателя или тренера — 50%.

Такие «классические» параметры, как время на дорогу и стоимость занятий, вышли лишь на 4-е и 5-е места. Это означает, что при прочих равных родители готовы тратить больше времени и денег, если воспринимают занятия как более качественные и значимые для развития ребенка.

При этом у кружков, проводимых в детском саду, есть очевидное логистическое преимущество. Около 90% родителей отмечают, что им очень удобно, когда занятия проходят в рамках дневного пребывания ребенка в учреждении: не нужно дополнительно планировать расписание, тратить время на дорогу и нагружать ребенка лишними поездками.

Причины отказа от кружков во многом зеркальны критериям выбора. Родители чаще всего прекращают посещение, если снижается интерес ребенка, возникают сомнения в пользе занятий или их перестает устраивать педагог. Таким образом, ключевыми факторами как при выборе, так и при отказе остаются содержание программы, вовлеченность ребенка и качество работы преподавателя, а не только организационные условия (Рисунок 3).

Практически все семьи так или иначе включают дополнительные занятия в жизнь ребенка. 86% родителей водят детей на занятия вне стен детского сада, а 95% записывают их на кружки, организованные в самом детском саду. Чаще всего это комбинация форматов: например, математика и танцы в саду плюс спортивная секция во внешнем центре. В среднем один ребенок посещает около двух кружков в детском саду и еще 1,66 кружка за его пределами.




Мы попросили родителей сравнить качество внебюджетных кружков в детском саду и вне его. В анкете мы подробно объяснили, что понимаем под «качеством»:

  • удовлетворенность самого родителя;
  • увлеченность ребенка и его результаты;
  • компетентность педагога или тренера.

По суммарной оценке занятия в детском саду уступили коммерческим кружкам:
  • занятия в детском саду — 7,74 балла из 10;
  • занятия вне сада — 8,7 балла из 10.

Рисунок 3. Причины отказа от кружка

Доброе утро, Полина Эдуардовна, у нас начался новый учебный год с рекордами: 4 группы почти все 10 человек. 😃Понравились родителям занятия летом и поделились у себя в группах ))

Лидия Юрьевна, воспитатель

Летние занятия важны для большинства семей: 92% родителей считают, что летом ребёнку тоже стоит заниматься, пусть и в более лёгком или добровольном формате. 56% родителей дошкольников подтвердили это практикой: их дети действительно продолжали занятия летом 2025 года. При этом в ряде детских садов кружки не прекращают работу и в летний период, переходя в формат объединённых групп.

Очень обрадовался, когда в детском саду появился кружок по шахматам. Сыну 5 лет, он проявлял интерес к игре, когда пробовал играть с дедушкой. Но через два с половиной месяца ходить перестали. Преподавателя я не видел. От сына понять, что было на уроке было сложно. Вроде нравилось, вроде и нет.

Александр, папа Василия, 5 лет

Выводы

Родители готовы платить больше и жертвовать своим временем в пользу качественных дополнительных занятий. Будут эти занятия в саду или вне — не принципиально. При прочих равных кружок в садике логистически удобнее.

Основная зона роста — повышение качества программ и работы педагогов, системная обратная связь с родителями (отчеты о занятиях, фотографии, срезы знаний и т.д.). Родителям нужна оцифрованная регулярная информация, чтобы чувствовать пользу от вложений.

Чтобы повысить доходность и отвечать запросу родителей, стоит продолжать кружки и летом в объединенных группах в детских садах по летней программе. Дополнительно можно по возрастам подготовить списки рабочих тетрадей для занятий дома в летний период — это укрепит роль учреждения как партнёра в развитии ребёнка круглый год.

Чтобы оценить качество вашего кружка со стороны родителей, спросите у методистов, ответственных за дополнительное образование:

  • как родители узнают о том, что было на занятии?
  • как воспитатель оценивает результаты детей на кружках?
  • как часто педагог дает обратную связь по достижениям ребенка?

Такой мониторинг можно довольно быстро реализовать через онлайн-опросник.

Некоторые аспекты организации внебюджетных кружков воспитателями в детских садах

Как же я рада, что вернулась! Мне очень нравится вся система, и сами занятия. Самой интересно работать!

Анна Юрьевна, воспитатель

Наконец, 95% воспитателей указывают, что ведение кружка при поддержке школы положительно влияет на их общую мотивацию и удовлетворенность работой в детском саду. В качественных комментариях воспитатели описывают эту деятельность как новую и интересную профессиональную задачу, которая расширяет их кругозор, способствует профессиональному росту и создает ощущение более осмысленной и разнообразной работы.

Практически все участники опроса (97%) отмечают важность наличия готовых инструментов, которые экономят их время: структурированных программ, готовых материалов для занятий, методических рекомендаций. Наличие таких ресурсов позволяет снизить нагрузку на воспитателя и сосредоточиться на непосредственном взаимодействии с детьми.

Для подавляющего большинства воспитателей дополнительный доход от ведения внебюджетного кружка является значимой частью мотивации. Так, 89% респондентов считают этот доход важной составляющей своей работы в детском саду. Более того, чем больше стаж работы воспитателя с детьми, тем более значимым для него становится доход от кружка: опытные педагоги чаще говорят о необходимости дополнительных источников заработка. Большинство опрошенных отмечают, что доход от кружка составляет существенную долю их общей заработной платы.

В данном блоке участие в опросе принимали воспитатели, которые ведут внебюджетные математические кружки, организованные при поддержке администрации школы. В этих случаях воспитатели проходили специальное обучение, а школа приобретала им готовую образовательную программу, необходимый методический и дидактический материал.

Согласно данным опроса, 55% воспитателей ранее пробовали запускать и вести собственные авторские кружки без системной поддержки со стороны школы. Воспитатели подчеркивают, что для качественной самостоятельной организации кружка требуется значительный объем дополнительных усилий — как методических, так и организационных. В долгосрочной перспективе это приводит к выгоранию и снижению мотивации даже у наиболее инициативных воспитателей.

При сравнении двух форматов — запуска кружка «в одиночку» и при поддержке школы — 75% опрошенных воспитателей указали, что работать в модели, где школа обеспечивает программу и инструменты, было заметно проще.

Увидели, как я балдею от математики 😅я ранее вела кружки, все замечательно, но отказалась, так как огромное количество сил и времени уходило на разработку и подготовку каждого занятия. А сейчас просто супер 👍

Анастасия Викторовна, воспитатель

Выводы

Попытки передать ответственность за кружок одному воспитателю приводят к перегрузке, выгоранию и текучке кадров. При поддержке школы кружок, напротив, становится для воспитателя источником дополнительного дохода и мотивации, а для школы — дополнительным доходом и ростом удовлетворённости родителей и детей.

В случае большого школьного комплекса, удачный опыт значительно проще масштабировать на соседние отделение при использовании подобного подхода.

Основные аспекты для организации качественного внебюджетного кружка воспитателями в детском саду:

  1. предоставление воспитателю подробной качественной образовательной программы (с поурочными планами);
  2. обучение воспитателя методике преподавания по образовательной программе кружка;
  3. предоставление воспитателю методического инвентаря, который необходим для проведения занятий в течение учебного года;
  4. предоставление воспитателю инструментария для проведения контрольных срезов (входной и итоговый), предоставления регулярной обратной связи для родителей (отчеты о занятиях, фотографии), индивидуальные рекомендации о сложностях ребенка.

Выбор начальной школы при переходе из детского сада в 1-й класс

Результаты опроса показывают, что большинство родителей относятся к выбору начальной школы как к важному и ответственному решению. Почти половина респондентов (46%) максимально вовлечены в этот процесс: они тщательно изучают информацию о школах, сравнивают условия, собирают отзывы и лично уточняют интересующие детали.

Процесс выбора школы, как правило, начинается задолго до поступления ребенка в первый класс. Более половины родителей начинают присматриваться к школам за 1–2 года до начала обучения. Еще около 21% делают это более чем за два года, то есть фактически задолго до старта непосредственной подготовки к школе. Вместе с тем примерно 18% семей принимают решение в более сжатые сроки — за полгода до поступления, а у 4,7% выбор школы происходит спонтанно (Рисунок 4).

Рисунок 4. Ответы родителей на вопрос о переходе в 1 класс

Эмоциональный фон родителей в период перехода ребенка из детского сада в школу в большинстве случаев характеризуется повышенной тревожностью: 80% респондентов в той или иной степени переживают из-за предстоящего поступления в первый класс. Лишь около 20% опрошенных сообщают, что не испытывают волнения, связанных с этим этапом; при этом у половины из них уже есть старшие дети, которые учатся в школе, и, вероятно, именно наличие такого опыта способствует снижению тревоги.

Наиболее распространённые причины тревог у большинства родителей (68,8%) связаны с адаптацией и сложностью фокусировки внимания ребёнка в новой среде, возможной потерей интереса и любопытства, а также риском того, что ребёнку не понравится учитель. Ещё 10,3% родителей волнуются за готовность ребёнка к начальной школе с точки зрения конкретных навыков и умений. Остальные родители не испытывают значимых волнений по поводу перехода в первый класс (Рисунок 5)

Рисунок 5. Причины волнения родителей при поступлении ребенка в 1-ый класс

Для администрации школ это важный сигнал, особенно для тех образовательных организаций, где доля переходов детей из детских садов в первый класс не высока.

«Близость к дому» ожидаемо выступает ключевым фактором выбора школы: на него указали около 80% респондентов, и с точки зрения управления на этот параметр влиять крайне сложно (Рисунок 6). Тем не менее, даже при доминирующей роли географического фактора существует заметная доля родителей, готовых пожертвовать временем на дорогу ради других характеристик школы. Это особенно проявляется в ситуациях, когда выбор происходит внутри одного района или квартала, то есть разница во времени пути до разных школ остается несущественной.

Рисунок 6. Критерии выбора начальной школы

Мне в целом нравился наш садик, но очень хвалили учителей в наш год в соседней школе на районе. В итоге пошли туда.

Наталья, мама Леонида,
7 лет

Там, где школа ещё в детском саду вела с родителями целенаправленную просветительскую работу о важности личности учителя, а не формальных показателей, в центре решения о поступлении оказывался именно конкретный педагог.

Наталья, мама Леонида (7 лет), была довольна детским садом, но реального контакта с учителями «своей» школы не было, тогда как образ соседней школы складывался из отзывов других родителей. Этот пример показывает, что при отсутствии личного знакомства с учителем родители нередко опираются именно на чужой опыт и рассказы.

Если не учитывать территориальный фактор и посмотреть на структуру критериев выбора школы, первая пятёрка выглядит следующим образом:

  • среда обучения и состав учащихся — 54%;
  • рейтинг школы — 39%;
  • отношение к детям в школе — 38%;
  • отзывы о школе — 38%;
  • первый учитель — 35%.


Показателен пример мамы Матвея, которая планировала отдать сына в первый класс в другую, более удалённую школу. Работа школы с будущими первоклассниками и их родителями — через подготовительные занятия и личный контакт с учителем — может стать решающим фактором, способным конкурировать даже с таким устойчивым критерием, как близость к дому.

В итоге учитель, а не школа. Школа в 15 минутах ходьбы от дома, как бы английская, рядом наш бассейн и музыкалка девочек. Надеюсь, что скоро будут везде ходить сами.

Юлия, мама Софии и Евы,
обеим 7 лет

Очень нравится учительница, которая приходит вести подготовительные занятия. Матвей буквально влюбился. Хочется к ней попасть в школу. Но в этом случае совсем не удобно водить… теперь не знаю, что делать. Не могу решить.

Анастасия, мама Матвея,
6 лет

Выводы

Инициативы, которые уже используются в разных школах для снижения тревожности и повышения уровня доверия к администрации школы у родителей:

1.Подготовительные кружки с учителями начальных классов
Кружки и занятия ведут именно будущие учителя, а не воспитатели, чтобы ребёнок успел привыкнуть к педагогу, принять его как «своего» и сформировать положительное эмоциональное отношение.

2.Занятия на базе начальной школы
Подготовительные занятия проходят в здании начальной школы: дети осваиваются с пространством, форматом уроков, звонками, переменами, а родители — «репетируют» логистику маршрута и режим посещения.

3.Презентационные встречи с учителями для родителей
Организация собраний, на которых учителя начальных классов рассказывают о себе, своих подходах к обучению и воспитанию, отвечают на вопросы родителей и тем самым снижают уровень тревожности.

4.Системная работа детского сада с родительскими запросами
На уровне старшего воспитателя начиная со старшей группы раз в полгода собираются вопросы родителей о переходе в школу и по возможности решаются «на местах». На наиболее частые и типовые вопросы записываются видео-ответы, которые можно использовать из года в год как просветительский материал для семей от школы.

Большинство семей задумываются о выборе школы задолго до поступления в 1 класс. При этом базовым, но слабо управляемым критерием остаётся близость к дому. Однако значимая часть родителей готова рассматривать и более удалённые школы, если у них формируется доверие к образовательной организации и будущему учителю и снижается тревожность по поводу адаптации ребёнка, а не только уровня знаний и навыков.

Отсутствие у семьи реального контакта с учителями начальной школы приводит к тому, что образ школы складывается «со стороны» — через рассказы знакомых и обсуждения в родительских сообществах. Напротив, ранняя и системная просветительская работа с родителями, начиная уже со старшей группы детского сада, а также регулярные очные контакты с будущими учителями позволяют школе управлять своим образом, снижать тревожность семей и существенно повышать вероятность того, что родители выберут именно эту школу после детского сада.

Руководитель школы

Поседько Сергей Валерьевич

Скачать версию исследования для печати:

Будем рады, если напишите нам вопросы и темы, которые на ваш взгляд интересно осветить в будущих исследованиях.

Использование результатов и данных разрешено для публикации с упоминанием названия школы математики «Декарт» и ссылкой на сайт школы. decartschool.ru Москва, 2025

Если у вас есть вопросы, критика, желание сотрудничать — свяжитесь с нами.

Если хотите, мы пришлем подробную презентацию о запуске математического кружка. Также вы можете посмотреть информацию о том, как мы работаем с госучреждениями в разделе «Садам и школам».

Свяжитесь с нами!